ПОЧЕМУ ШАЦК НЕ СТАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИЕЙ,
ИЛИ ЧТО ПЛАНИРОВАЛИ НАШИ ПРЕДКИ РОВНО СТО ЛЕТ НАЗАД
Павел Опритов,
Геннадий Мельничук, газета "На земле Шацкой"
Все новые и новые факты открываются при изучении документов по истории района. Были глобальные проекты типа классического превращения Васюков в межпланетную шахматную столицу. Сегодня наш рассказ о проекте постройки железной дороги через Шацкий уезд в прошлом веке. Исторический материал подготовлен в научно-популярном виде с анализом ситуации, существующей в уезде с перевозкой грузов в конце прошлого века.
Несколько раз приходилось слышать информацию о том, что через Шацк и Кермись хотели проводить железную дорогу. А кермисинский учитель Юрий Васильевич Ченкин рассказал, что эту информацию ему поведал работник железнодорожной станции Земетчино, расположенной в Пензенской области. Все сомнения развеялись после того, как в книге, составленной Н Романовым "Грунтовые дороги Тамбовской губернии и их современное значение", изданной в 1897 году в разделе по Шацкому уезду, была найдена информация, подтверждающая этот исторический факт. В этой работе сообщается о трактах, или больших транспортных дорогах, проходящих через Шацкий уезд, общая длина которых в уезде составляла 186 верст (1 верста —1 километр 66,8 метра), или 198 километров.
Через уезд проходило 6 трактов: Шацко-Моршанский (32 версты), Шацко-Елатомский (36 верст), Шацко-Козловский (36 верст), Рязанский (25 верст), Шацко-Темниковский (22 версты). Шацко-Спасский (35 верст).
Так как в районе нет железной дороги, то большинство прибывающих железнодорожных грузов поступает в Шацк от ближайшей станции Нижне-Мальцево.
Так было и в конце прошлого века. Но следует добавить, что Шацко-Елатомский тракт имел значение не только для доставки железнодорожных грузов, но и для доставки грузов из речного порта Елатьма, удачно расположенного на Оке. Н Романов писал в своей книге, что "ни на каких других линиях грунтовых дорог уезда не сосредоточивается так грузовое движение, как на дорогах к железнодорожным пунктам Сасову и Нижне-Мальцеву" Далее, на странице 236, указывается о предложении общества Московско-Казанской железной дороги вести новую ветвь на юг. Если вскоре осуществится такая линия от Нижне-Мальцева к Шацку и далее, то грунтовая дорога к Нижне-Мальцеву потеряет свое нынешнее значение».
Немаловажное значение при строительстве дорог имеют мосты. Рассматривая далее положение с дорогами и мостами в работе Н. Романова, читаем: "Представляется важным признание уездной линией- сообщений дороги из Чернопосельской и Кермисинской волостей в Шацк, что потребует устройства на земские средства моста и переправы через Цну близ села Борки Значение этой дороги много увеличится, если пойдет рельсовый путь через Шацк.
Вот несколько упоминаний о проекте постройки железной дороги в Шацком узде. Если книга датирована 1897 годом, то она готовилась на год раньше, то есть в 1896 году — ровно сто лет назад. На основе имеющихся фактов попытаемся проанализировать ситуацию с постройкой железной дороги в Шацком уезде.
Сделаем небольшой экскурс в географию и историю. Шацкий район, если можно так выразиться, окружают железные дороги, как с севера, так и с юга. Целью построек дорог была необходимость связать окраины России с Москвой и Санкт-Петербургом.
С севера Рязань была связана железнодорожным сообщением с Москвой 28 августа 1864 года, когда было открыто движение на этом участке пути. Далее эта дорога пошла дальше на восток через Шилово, Нижне-Мальцево, Сасово, Кустаревку, Свияжск и через Зеленый Дол на Казань. Дорога от Рязани до Сасова была открыта 1 сентября 1893 года, а далее от Сасова через Кустаревку до Свияжска 12 декабря 1893 года. Эту железную дорогу принято называть Московско-Казанской.
С южной стороны Шацкого района проходит участок дороги через Ряжск на Моршанск, построенный в 1867 году. Далее эта дорога пошла на Пензу и получила название Сызрано-Вяземской железной дороги.
Вернемся к рассмотрению проекта столетней давности о постройке дороги через Шацк. Что же все-таки помешало осуществлению этого грандиозного для уезда проекта?
Рассматриваем проект постройки дороги от уже имеющейся ветки Московско-Казанской железной дороги, проходящей через Нижне-Мальцево, Сасово и Кустаревку.
Если планировать проведение дороги через Шацк, то ближайшим пунктом является Нижне-Мальцево, до которого от Шацка всего 31 километр. Куда дальше должна идти дорога — на Моршанск, или через Борки на Кермись, через Морсово на Земетчино? Наиболее выгодный вариант—это дорога из Шацка, которая должна была бы идти на Моршанск — это еще 60-65 километров. Вот, в сто километров все и уложилось бы. Но к этому времени существовал уже "аппендикс" в виде железнодорожной ветки Земетчино — Вернадовка, построенный ранее и наверняка планируемый в перспективе для соединения с Московско-Казанской железной дорогой.
В связи с этим отпадает вариант постройки железной дороги через Шацк на Моршанск. Остается вариант постройки дороги через Борки, Кермись, Морсово до Земетчино.
Почему именно через эти села? Борки достаточно крупное и древнее село. По поводу Кермиси В П Семенов-Тянь-Шанский во втором томе книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества" писал ' в 16 верстах к северо-западу от Морсова находится в Шацком уезде село Керемса (древнее название Кермиси, — Прим. авторов), имеющее до 2000 жителей, волостное правление и базары В эпоху освобождения крестьян оно принадлежало Александру Дмитриевичу Башмакову, владевшему здесь 3600 десятинами земли" Как мы видим, Кермись была достаточно большим селом и неспроста здесь планировали провести железную дорогу.
Ну а Морсово (в настоящее время находится в Пензенской области) являлось на пути прокладки дороги до Земетчино крупнейшим населенным пунктом в этих сильно лесистых местах.
В километрах получаем: Нижне-Мальцево — Шацк 31 километр, Шацк — Кермись по прямой через Борки 30 километров, от Кермиси до Морсова 16 верст, или 17 километров, и от Морсова до Вернадовки — 62 километра. И всего от Нижне-Мальцева до Вернадовки по планируемому проекту набегает 140 километров.
Это больше, чем по пути Кустаревка — Вернадовка.
При этом на предполагаемом пути находится известный Львовский бугор, и необходимо было построить мосты через Вышу, Кермись, ну и, конечно, Цну, через которую нормальный автомобильный мост у села Конобеева был построен только через 90 лет после рассматриваемого проекта, в 1986 году.
Если изучить по географическим картам мелкого масштаба железную дорогу, проложенную по маршруту Кустаревка - Вернадовка, то мы найдем, что она проходит по лесистой местности, пересекая только в одном месте реку Вышу. Еще одним фактором постройки дороги Кустаревка — Вернадовка, наверное, было ускоренное освоение лесных районов, находящихся почти в центре Российской империи.
Возможно, по материалам архива Министерства путей сообщения можно найти и другие источники по предполагаемому проекту постройки дороги, но это уже другое более глубокое исследование Развитие автомобильного транспорта решило проблему с доставкой грузов в район, и вряд ли теперь когда-либо возникнет проект постройки железной дороги через Шацк, требующий колоссальных затрат.
Хотя несколько лет назад один из руководителей района в эксклюзивной беседе посетовал: "Жаль, что у нас нет железной дороги в районе. Будь она, район быстрее развивался, ведь железнодорожный транспорт обеспечивает половину всех грузовых перевозок в стране"
А может быть, мечта предков из XIX века станет реальностью потомков из XXI века?
Павел ОПРИТОВ, студент Московского историко-архивного института при Российском Государственном гуманитарном университете
Геннадий МЕЛЬНИЧУК, научный сотрудник
|
НАЗАД |