РЕЛИГИЯ
Святые. Андрюша Юродивый
Ф.И.О.: ПОТЕХИН Андрей
Данилович
Чин святости: Христа
ради юродивый
Место рождения:
Тамбовская губерния, с. Спасск Шацкого уезда.
Место погребения:
Рязанская область, Шацкий р-он, с. Польное Ялтуново
Дата рождения:
21.05.1906г. 20 век
Дата смерти:
18.06.1966г. 20 век
Церковная принадлежность:
Русская Православная Церковь
ЖИТИЕ
Потехин Андрей Данилович (1906-1966) - таково полное имя блаженного, хотя вряд ли кто-то именовал его так при жизни, - родился 21 мая 1906 года в селе Спасск (Печины) Шацкого уезда Тамбовской губернии. Его родители (имя матери - Анна) имели четверых детей. У Андрея были старший брат и две младшие сестры. Родители обратили внимание, что младенец Андрей не сжимал кулачки, а наоборот, растопыривал пальчики, и решили, что сын "глупой". Так с раннего детства за Андрюшей закрепилась репутация деревенского дурачка. Но, по слову Священного Писания, "Есть последние, которые будут первыми" (Лк. 13:30).
"Я родился в городе Риме", - так начинается известный духовный стих о преподобном Алексии, человеке Божием, который любил петь блаженный Андрей. Строки безыскусного творения неизвестного автора как нельзя лучше могли рассказать и о самом Андрее. Подобно древнему христианскому святому, ушедшему от домашнего достатка и молодой жены. Андрей также оставил отчий дом и "потаенными путями в чужую сторону пришел". "Долго странником скитался. Много лет в слезах прошло". - мог бы повторить он с героем стиха. Или другие слова: "Разрывалось мое сердце и я плакал в тишине... Обливали, побивали. издевались без конца. Терпел голод, терпел холод..."
Уже детские годы его отмечены случаями прозорливости. Сестра Андрея вспоминала: "Вот сидит, в окно глядит: "И-и, сейчас вспыхнет!" Вот тебе и пожалуйста, тут же загорелось все. А он в окно глядел: "И не затушите".
Его не видели играющим с кем-либо или веселящимся. Дома он выполнял всякую работу: носил воду, рубил дрова, следил за выпечкой хлеба. Ел мало, а если не позовут к столу, то и не попросит.
В юные годы Андрюша стал странствовать. Жил тем, что колол людям дрова и выполнял другую работу, добывая тем самым свой кусок хлеба. Со временем он стал уходить надолго, так то родным приходилось искать юного странника. Странничссчво и юродство Христа ради стали подвигом Андрея. Внутренний мир такихлюдей остается неизвестным живущим по за конам и стихиям века сего. Во внешней ж жизни их мало привлекательного.
С котомкой за плечами и тонким посохом в руке, без документов, он скитался по градам и весям. Питался, где покормят, одевался, в1 что дадут. При этом, заработав какие-то крохи или собрав что-либо, спешил отнести это нуждающимся. "Я набрал и в таком-то селе отдал там сгорели" или: "Там-то вдова строится, ей отдал" - объяснял он.
Иногда подарки блаженного Андрея мог ли предвещать какую-нибудь беду в доме смерти, пожары, падеж скота и т.п.
Много претерпевал Андрей от мальчишек и парней постарше. Насмешки, ругань; то метнут камнем, то палкой побьют. "Ой, какие окаянные ребятишки, они меня обижают". - со слезами сокрушался среди дороги Андрей в селе Песчанке. Причина происходящего была; понятна юродивому: растущее безбожие. В том же селе у одной благочестивой женщины во дворе лежал большой крест.
- Дай мне этот крест, - попросил Андрей.
- Тебе на что?
- Я поеду к обедне крестить детей. - ответил блаженный, как бы давая понять, что при закрытых в здешней округе храмах растут некрещеные, безбожные дети.
Знавшие блаженного Андрея отмечали множество случаев его прозорливости. П.В.Г из деревни Тарханы рассказала, как однажды блаженный подошел к ее сынишке и предложил обменять дрючину (маленький прутик) на костыль. Тот не согласился. Андрюша настаивал и уговаривал. Но без пользы. А лет через двадцать после этого сын, к тому времени уже взрослый, полез на телеграфный столб, упал с тех пор ходил на костылях. Не эти ли костыли просил у него юродивый?
Девушка по имени Анна из села Польное Ялтуново собралась выходить замуж. Жених -хороший парень из того же села. Приходит Андрюша: - Ты, Нюрка, замуж не ходи. - Ну, буду я вековушей при матери сидеть! - возразила та юродивому.
- Ну. сходи, сходи. - вздохнул блаженный.
Молодые поженились, но счастья им не было. Родители жениха, возненавидев невесту. всеми силами старались расторгнуть брак. Анну гнали из дома. так что с мужем приходилось встречаться тайно. Что делать? Андрюша говорит: "Молиться надо. Свечи ставь вверх ногами". Анна попыталась напрямую исполнить совет блаженного, не понимая тогда, что Андрюша имел ввиду, другое. Как не верти, а все выйдет по-Божьему. Мать Анны, переживая за судьбу своей дочери принялась как-то голосить. "Мать, ты что кричишь!? Бог, Он и потихоньку слышит!", - остановил ее Андрюша. Утешенье последовало. У Анны родился сын, о котором известный старец сказал: "Этот мальчик один за три деревни постится. Таких на тысячу один". Повзрослев мальчик стал священником.
Был случай, когда в насмешках и некой грубости по отношению к блаженному преуспел. взрослая по годам женщина. Андрей, будучи немстительным и абсолютно незлобивым, легонько пристукнул ее по спине. Наказание последовало позже. Появилась болезнь спины женщину скорчило. "Она и посейчас не разогнется", - добавляют очевидцы события.
Одного крестьянского юношу забирали в армию. Родители просят Андрюшу помолиться о нем. В ответ слышат: "Он еще молод, не возьмут". Родители, зная. что срок службы подошел, усомнились: парня-то забирают. Снова повторяют просьбу. "Молод! Сказал, молод, и все!" - уходя настойчиво произнес Андрей. И действительно, с призывного пункта парень возвратился домой: в документах что-то неверно указали.
Очень часто, особенно в зимнюю пору, Андреи останавливался в селе Польное Ялтуново у сестер-стариц Анисьи, Матрены и Агафьи. Сестры, посвятившие свои жизни Богу и прошедшие за это через заключения и гонения, привечали блаженного. Старшая - Анисья. - сознавая свою греховность, сокрушалась о неготовности к смерти.
- Ты, Аниська, не бойся, - успокаивал юродивый, говоря о переходе в вечность, - умирать будешь, я приду и скажу: "Пустите - это моя жена!" И тебя пропустят.
Однажды после того, как Андрей снял сапоги. Агафья увидела сбитые в кровь ноги: - Ты бы хоть какие портянки завернул! - Ганя, путь такой, такой путь, - ответил блаженный, говоря, видимо, не столько о дороге, сколько о носимом подвиге.
Видя приближение смерти, Андрей попросил сообщить родным сестрам и прямо сказал: "Я завтра умру без пятнадцати четыре". Так и было. Произошло это 18 июля 1966 года.
Могилу его в селе Польное Ялтуново Шацкого района Рязанской области украшает шестиконечный деревянный крест. Посох и сума, изображенные на табличке, как бы подтверждают надпись: "Здесь покоится прах раба Божьего странника Андрея..." Для местного населения нет сомнений: это был святой человек. Поэтому не случайны слова духовного стиха, посвященного самому блаженному: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Юродивый Андрей, моли Бога о нас".
(По материалам Тамбовского молодежного православного центра.)
Библиография: Юродивый Андрюша.. Благовест. Рязань. 1997 . № 7(43). с. 7..
В 1950г. в Центрально-Черноземных областях распространились слухи о "ближайшей кончине мира. В связи с этим 8 сентября 1950г. по епархии было дано указание священникам "... вследствие слухов о кончине мира, смущающих покой верующих и отрывающих их от повседневных работ... срочно принять меры воздействия, путем проведения в храме бесед с верующими, дабы в корне пресечь это нездоровое явление в церковной жизни." Необходимо отметить, что к 1950г. относится некоторое "похолодание" в отношениях органов местной власти и Церкви. Новые храмы уже не открывались, наоборот, их число медленно начало уменьшаться. Появилось больше проблем с организацией Крестных ходов, служб священников на дому. Всякая деятельность вне церковных стен, исключая кладбище, стала запрещаться. Власти стали бороться с "излишним" проявлением религиозности населения. Так в Спасской пещерной церкви села Костомарова в послевоенные годы жил некий юродивый, называемы в народе Андрюша. Выполнял он при церкви всякую "черную" работу и состоял сторожем. Был он, по отзывам очевидцев, "трудолюбив, чрезвычайно религиозен, совершенно бескорыстен и не стяжателен: радел для церковного благолепия, не просил зарплаты, питался подаяниями прихожан. Избытки пищи и одежды он безвозмездно передавал нуждающимся верующим. Андрюша, как считали, провидел скрытое и многое возвещал приходящим людям. Летом 1951г. он стал рыть колодец на высокой меловой горе. В народе распространился слух, что вода этого колодца будет живоносной и чудодейственной. Власти, прознавшие о происходящем в церкви с. Костомарова, решили такие "безобразия" пресечь. Но наряд милиции, посланный для ареста Андрюши, его не обнаружил. Он ушел из Костомарова неизвестно куда. "За связь с юродивым Андрюшей" был лишен регистрации священник Грищенко. Верующие села Костомарова и соседнего с ним Юдина подали в облисполком заявление за подписью 202 человек с просьбой вернуть им батюшку. После некоторого перерыва в Костомарово был назначен другой священник. Воронежская Епархия.
#92, Хам, Сим и Иафет
Автор Калашников 29-12-04 в 09:55 AM
В ответ на сообщение #12
Уважаемый В.В.Акимов!
Ну и грызня у НХ-логов, скажу я Вам!
По-моему, в свою поэму Вы забыли включить еще одного персонажа, без которого поэма - не поэма. Это шут-балагун юродивый Андрюша Бичёвкин. По моему замыслу, он должен присутствовать в конце каждого акта - выходить и про себя бормотать:
"Ой вы традики-энурезники!
И зачем вы все подделали,
Все подделали-переделали?
Аль не ведаете, не гадаете,
Что подлог ваш все ж раскроется?
А раскроет вашу хитрость, вашу кривду,
Академик наук математических,
Богатырь Анатолий Фоменко,
Удалой сын Тимофеев!"
Можно , конечно , и в стихах -у Вас лучше получится, я ж не пиит... Но
одно очевидно - Бичевкин ПРОСТО НЕОБХОДИМ для Вашей поэмы...
С уважением, А.Калашников.
Если мы что-то упустили, ошиблись -
напишите нам по адресу: spassk62@yandex.ru
или Россия, 123001, г.Москва, а\я 101
|