Место
нахождения:
Рязанская область, с.
Кермись Шацкого района, центр села
Дата начала строительства:
---- 20 век
Дата окончания строительства:
------ 20 век
Церковная принадлежность:
Русская Православная Церковь
КЕРМИСИНСКИЙ ХРАМ
Среди современных наших гуманитарных наук одна
дисциплина безусловно первенствует. И по количеству, и по качеству
изданий. Это краеведение — наука наук, которая, в идеале, должна
включать все истории — экономическую, политическую, художественную и
прочие — в стройную систему, воссоздающую конкретный образ данного края
во всей его полноте. Воссоздающую как базу реконструкции, с которой
можно начинать всякое сколько-нибудь надежное строительство. При всей ее
внешней скромности это, быть может, наука самая фундаментальная. И,
может быть, поэтому “пламенные революционеры” уничтожали краеведение в
межвоенный период с таким остервенением, — чтобы никто не помешал их
утопическим фантазиям.
Сейчас русское краеведение — вопреки всем издательским и финансовым
трудностям — переживает настоящий расцвет. И иной раз особенно
приметными оказываются книжки совсем небольшого размера. Как та, что
сейчас у нас на столе. Это “История храма села Кермись Шацкого района
Рязанской области перед его воссозданием (краткий обзор)”,
подготовленная группой авторов во главе с Г.А. Мельничуком (Н.П.
Плетнева, Ф.П. Харитонова, Е.П. Копытенкова, Л.Я. Мельничук и др.).
Казалось бы, рядовое описание обычной сельской церкви, в обычном
рязанском селе, не запечатленном в исторических анналах в виде
сколько-нибудь ярких и живописных эпизодов. Храм, возведенный в 1822
году по инициативе владельца села А. Л. Нарышкина руками его крепостных
крестьян, представляет собой образец так называемого провинциального
ампира. Став центром жизни села, он, не слишком затейливый, но скорее
основательно-солидный по формам, призван был простоять не одну сотню лет
— но в 1951 году был разрушен (по свидетельству очевидцев, “ломали
долго”, так он был крепок — надо отметить, что в массе современных
краеведческих публикаций повторяется эта драматическая деталь, ломали
всегда как-то надрывно, тупо, дело не спорилось).
В наши же дни (недаром мы помянули особую “фундаментальность”
краеведения!) брошюра о храме действительно, как и заявлено в заголовке,
послужила основой для его воссоздания. Именно для воссоздания, а не
точной реконструкции — храм в строгом смысле не был памятником
архитектуры, потому и строится в более нарядных формах шатровой церкви,
придающих ему еще более древний вид. Научным же продолжением брошюры
стало “Историко-статистическое описание села Кермись”, выпущенное тем же
Г.А. Мельничуком. Сначала был “опыт о храме” (как прежде называли
научные труды), затем — “опыт о селе”. Сначала завершат, увенчают
крестом и освятят храм. А там, дай Бог, наладятся дела и в селе. Где я
никогда не бывал, но к которому теперь, после трудов Мельничука и его
соратников, чувствую самый живой интерес.
От редакции. История строительства нового храма во имя иконы
Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в селе Кермись в 1996–1997 годах
удивительна еще и тем, что связана с некоторыми чудесными
обстоятельствами. Началу строительства предшествовало особое откровение
от чудотворной иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, находящейся в
московском храме Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке; зодчим
в снах были даны архитектурные расчеты; даже погода в момент закладки
храма была особенно благоприятной. В одном из следующих номеров журнала
читателям будет предложен подробный рассказ об истории храма в селе
Кермись, расположенном в 20 км от Вышенской пустыни, где подвизался св.
Феофан Затворник.