РЕЛИГИЯ
Рассказ о людях православных
История человечества развивается по спирали, как и жизнь отдельного человека: сегодня скорбь и печаль, а завтра Господь посылает радость и утешение. И Церковь Христова в своей истории переживала и времена расцвета, и времена гонений. Вспомним первую половину XX века: какие испытания выпали на долю Церкви, сколько мучеников, исповедников дала земля Русская! И еще больше неизвестных и непрославленных страдальцев, благодаря которым в конце века наступило благодатное и благоприятное время: и храмы строятся, и люди спешат к живописному, неисчерпаемому, спасительному источнику веры Христовой.
Дорогие братья и сестры! А сколько продлится это время? Ведь Церковь всегда была гонима. Вдруг завтра проснемся, а храмы закрыты и по ночам люди в военной форме будут забирать нас, называющих себя православными христианами, из теплых, уютных квартир в мороз на улицу.
Смогу ли я в час смертельной опасности назвать себя верующей? Смогу ли принять в свой дом для молитвы других православных? Смогу ли не предать, как Иуда, жить ради Христа, что может быть выше для православного христианина? Мне хочется рассказать о людях таких, живших для Христа, которые перед лицом смертельной опасности остались ему преданы.
В Рязанской области по трассе Самара - Москва есть небольшой районный центр Шацк, который до революции считался уездным городом, хотя в нем было 9 церквей и даже свой Владыка.
К Шацку вплотную примыкает село Черная Слобода, где жила раба Божия Агафья, тетя нашей прихожанки Марии, которая и рассказала мне об этом.
Когда начались гонения на Церковь, многие верующие со священниками приняли мученическую кончину или подверглись гонениям, а "монахов расстреливали только за то, что они монахи". Раба Божия Агафья работала в совхозе, и, наверное, поэтому большевики ее не трогали. По вечерам в доме Агафьи собиралось много верующих незамужних девиц, ее подруг. Они читали акафисты, молились, пели священные песнопения и стихи. Их дом был маленьким центром духовности в Шацке, потому что храмы в селах и городе закрывались один за другим.
В десяти километрах от Шацка есть село Ялтуново, где жили подруги Агафьи, сестры Петрины, из очень благочестивой семьи. Мать Анна была глубоко верующей, смиренной и кроткой, такими она воспитывала и трех своих дочерей: Анисью и Матрону с Агафьей - сестер, которые пели в церковном хоре и пострадали за веру. Анисье, как самой старшей, досталась очень тяжелая участь: несколько лет она просидела в тюрьме в одиночной камере. Многое пережила: голод, холод, унижения. Однажды надзиратель хотел изнасиловать Анисью, да не смог. "И сам потом себе удивлялся", - рассказывала Анисья. Двух младших сестер Агафью и Матрону сослали в ссылку в Казахстан, где они работали в детском саду. Казашки издевались, смеялись над сестрами, часто в детский сад привозили детей в грязной одежде, неумытыми, а потом требовали, чтобы к вечеру те были обстираны и умыты.
Анисья в одиночке очень много молилась и однажды спросила: "Господи, когда же я отсюда выйду?" и услышала голос: "На Николу". "А кто со мной говорит?" - спросила она, - "Николай Угодник", - был ответ. Так и случилось. 19 декабря на Николу зимнего Анисью выпустили из тюрьмы. Сестры всю свою жизнь чтили память святителя Николая. И еще одно чудо явил Господь страдалицам-сестрам. Когда они возвращались домой из разных мест заточения, то "случайно" встретились в поезде. Радости не было предела... Сестры, пока шли домой от станции до Шацка двенадцать километров, все время пели духовные песнопения, славословили Бога. Такое было на душе ликование.
Мать Анна, когда шли репрессии, говорила, что время сейчас такое, что и коммунист может спастись, если тайно верует. Анна не унывала, когда ее сын погиб на фронте, не расстраивалась о дочерях, потому что знала, что они страдают за Христа. Так глубока была ее вера. Сестры были нестяжательными, неприспособленными к мирскому: когда мать отсылала их торговать на рынок продуктами, они наторговывали часто себе в убыток. Зато в духовном плане они поддерживали в тяжелое время даже своих родителей. Однажды отец пришел домой очень расстроенный. Дочки утешали его, успокаивали, просили не впадать в уныние.
У сестер была подруга Варвара, недалеко от села Выши, это в 20 километрах от Шацка, где подвизался святитель Феофан Затворник Вышенский. Варя за веру также сидела в тюрьме, после которой, уже будучи дома, она впала в летаргический сон - засыпала на три дня. Видела в этом сне загробную жизнь, свою умершую сестру. Об этом она мало рассказывала, да и то только своим близким духовным подругам. Что же видела она во время сна, если потом в продолжение всей своей жизни ходила в церковь, опухшая от слез? Плакала безконечно. Мария видела, как она подходила к помазанию, с каким величайшим благоговением и смирением. Это для нее наглядный урок на всю жизнь.
Семье Семеновых, которые собирали и кормили в своем доме множество народу, Варя предсказала: "Я не знаю, будете ли вы жить лучше, но хуже не будете никогда". Марию тетя Варя предупреждала, чтобы она была осторожна в словах, никогда не говорила против веры и не отказывалась от Бога. Среди подруг была только одна замужняя женщина - Маша, разошлась с мужем. Она воспитывала сына и была очень смелой. Тетя Анна говорила, что Маша смелостью своей войдет в Царство Небесное. Она вся горела в вере. Маша в дальнейшем приняла постриг и умерла недалеко от Псково-Печерского монастыря.
Очень часто среди верующих подруг находился блаженный или больной Андрей. Он был как ребенок. Все его очень любили и почитали. Он прятался под стол, под кровать, и подруги искали его: "Где Андрей, где Андрей?" Он ходил в совхоз и у верующих просил: "Дайте ложку для Гани" или "Дайте рубль", - любил новые рубли. Еще любил приговаривать: "Живешь, живешь, а потом умрешь". При всей своей видимой "глупости" Андрей сам высчитывал день Пасхи. Подруги жили очень просто и дружно, одевались скромно. Темная длинная юбка да ситцевая кофта. Были все великие постницы, не вкушали мясо с ранней молодости и до конца своих дней. "Самая сладкая пища - огурец", - говорила тетя Анисья. Вся их жизнь - это пост и воздержание.
Однажды к ним за милостыней зашел нищий, который небрежно перекрестился. Среди верующих был мужчина, и он очень рассердился и отругал нищего за нарушение крестного знамения. Все присутствующие строго и ревностно почитали крестное знамение.
После расстрела царской семьи в Шацке появилась неизвестная женщина, очень красивая и благородная. Она подверглась гонениям и скрывалась. Почему-то все решили, что она принадлежит к царской фамилии. Она резко отличалась от местных жителей своим благородным поведением. Вскоре она уехала.
В 30-е годы, когда была повальная слежка, за верующими подругами подсматривал и подслушивал милиционер, переодетый в монашку. Может, именно по его доносу многие девицы и пострадали тогда.
Иногда в доме Агафьи на молитву приходил Федор-печник, глубоко верующий человек, который знал день своей смерти заранее и ушел на чердак умирать подальше от людей. Феодор говорил, видя, какое зло везде творится: "Как земля беснуется!". Какая мудрость в его словах, ведь земля - это мы, люди. И как же мы беснуемся - видимо, Федор это видел.
В селе Засечном был храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Подруги Татьяна, Варвара купили дом, чтобы останавливаться там на праздники, когда приезжали верующие на службу. Домик стал маленькой гостиницей.
В Шацке из девяти церквей при советской власти остался один лишь храм святителя Николая, где в пятидесятые годы настоятелем был отец Дионисий. Замечательный батюшка и личность незаурядная. Он, будучи молодым священником, в 1903 году ездил на перенесение мощей преподобного Серафима. Ему досталась великая честь нести мощи батюшки. Для этого все священники строго постились - три дня ничего не вкушали. Потом сам царь Николай всем священникам, которые несли мощи, подносил рюмочку вина. Всякий раз, когда отец Дионисий рассказывал об этом, он сильно плакал. Сколько чудес там было.
В Шацке подвизался еще отец Григорий (то ли монах, то ли священник). Отец Григорий был прозорливый. Когда к нему пришел милиционер его забирать, он сказал: "А у отца Григория жена умирает". Выяснилось, что это у милиционера жена умирает.
По улицам Шацка в то время ходила еще одна удивительная личность - странница Дуня. Тетя Анисья Петрина, рассказывая о ней Марии, говорила, что у нее очень сильная молитва. Дуня-странница последние месяцы жизни жила в доме Агафьи Семеновой, у нее и умерла.
Рядом с Шацком в маленькой деревеньке жила раба Божия Наталия. Говорили, что она прозорливая, узнавала, что и где болит у человека, отчитывала бесноватых, которые очень сильно кричали при одном ее виде.
У дяди Агафьи Семеновой - Филиппа в бане жили блаженные Катя Горохова и Митя. Во время пожара у Филиппа не сгорела одна лишь баня, и его семья до постройки нового дома жила в ней. Так блаженные, за милость к ним, сохранили им баньку молитвами своими.
В 1972 году Мария приезжала в Шацк. По дороге она заехала в Выши. Из монастыря советская власть устроила психиатрическую лечебницу. Многие верующие ходили туда, чтобы передать больным милостыню. Храм, где хранились мощи святителя Феофана, находился в запущенном состоянии, фрески осыпались, эксплуатировался он как подсобное помещение, в нем стояли лопаты, хранился всякий хлам. Видимо, по молитвам угодниц Божиих и благодаря Маше "смелой", которая раздобыла ключи от храма, Мария смогла приложиться к мощам святителя Феофана Затворника Вышенского. Это были незабываемые минуты на всю ее жизнь.
И в последний раз Мария была в Шацке в 80-м году на похоронах своей тети. В последний раз видела она стареньких, сгорбленных подруг Гани Семеновой. Тетя Анисья при встрече ласково обличала Марию: "Ну зачем ты в кино ходишь, только расстроишься и все".
После того как гонения на верующих прекратились, подруги стали бывать в паломничестве по святым местам: в Пюхтице и других обителях. Агафья брала с собой племянницу. Там они встречались со многими старцами.
Светлая память мученицам. Труженицам, которые всю свою жизнь, как свечечку пред Престолом Всевышнего, посвятили Богу. "Тебе поем, Тебе благодарим, Тебе благословим, Господи", - пели они на своих вечерних встречах-молитвах в доме Агафьи. Это горение да будет нам, немощным и слабым, примером стояния в вере настоящих жен-мироносиц. Вечная им память.
Любовь Ротякова.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Ничего в нашей Богом данной жизни не происходит случайно. Все события имеют промыслительное значение. Вот и подготовка этой статьи "совпала" по времени с получением нашей редакцией послания со Святой Горы Афон, которое передал председателю редакционного совета "Православной народной газеты" протоиерею Евгению Шестуну уже знакомый нашим читателям проповедник иеромонах Николай Генералов. Он предложил для публикации в нашей газете свои воспоминания о тех самых и других жителях городка Шацка, которым посвящен этот материал.
Если мы что-то упустили, ошиблись -
напишите нам по адресу: spassk62@yandex.ru
или Россия, 123001, г.Москва, а\я 101
|